Общее·количество·просмотров·страницы

пятница, 31 января 2014 г.

Права и обязанности милиции

Многим в нашей жизни по тем или иным причинам приходилось сталкиваться с сотрудниками милиции. Но ни для кого не секрет, что "непорядочные" милиционеры, злоупотребляя своим положением могут вводить граждан в заблуждение, дабы получить желаемый результат. Граждане, же не зная прав и обязанностей сотрудников милиции, как принято в народе, верят на слово и чаще всего даже не задумываются о возможных последствиях.
Итак, для того чтобы помочь оградить себя от неприятных ситуаций при взаимодействии с представителями власти и "вооружиться" знаниями, Вам необходимо хотя бы знать какие же права имеет милиция и какие у них обязанности.
В этом нам поможет Закон Украины "Об милиции", а именно ст. 10 и 11.
Для начала начнем с обязанностей.
Согласно ст. 11 ЗУ "Об милиции" -
Милиция обязана :
     1) обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок;
     2 ) выявлять, предотвращать и пресекать уголовные правонарушения, употреблять с этой целью оперативно - розыскных и профилактических мероприятий, предусмотренных действующим законодательством;
     3 ) принимать и регистрировать заявления и сообщения о уголовные и административные правонарушения, своевременно принимать по ним решения;
     4 ) участвовать в раскрытии уголовных преступлений в порядке , предусмотренном уголовным процессуальным законодательством
     5 ) выявлять и пресекать административные правонарушения , осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых законом возложена на органы внутренних дел;
     5-1 ) принимать решения о наложении административных взысканий и обеспечивать их выполнение в случаях, предусмотренных законом;
     6 ) выявлять причины и условия, способствующие совершению правонарушений, принимать в пределах своей компетенции меры по их устранения, принимать участие в правовом воспитании населения;
     7 ) проводить профилактическую работу среди лиц , подверженных совершение уголовных правонарушений, осуществлять административный надзор за лицами, в отношении которых он установлен, а также контроль за осужденными к уголовным наказаниям, не связанных с лишением свободы;
     8 ) выполнять в пределах своей компетенции уголовные наказания и административные взыскания;
     9 ) разыскивать лиц в случаях, предусмотренных законодательством и международными договорами Украины;
     10 ) проводить криминалистические исследования по материалам оперативно - розыскной деятельности, обеспечивать в установленном порядке участие специалистов криминалистической службы в следственных действиях;
     11 ) выполнять в предусмотренных законодательством случаях и в пределах своей компетенции постановления прокурор, следователя, решение следственного судьи, суда;
     12 ) обеспечивать в пределах своей компетенции безопасность дорожного движения, соблюдение законов, правил и нормативов в этой сфере, осуществлять государственную регистрацию ( перерегистрацию ) и учет транспортных средств и систематизацию сведений об их владельцев, принимать экзамены на право управления транспортными средствами и выдавать соответствующие документы; предотвращать загрязнение воздуха, водоемов транспортными средствами и сельскохозяйственной техникой, осуществлять контроль за содержанием в надлежащем техническом состоянии и чистоте дорог, улиц, площадей;
     13 ) выдавать в соответствии с законодательством в тридцатидневный срок разрешения на приобретение, хранение, ношение, перевозку и использование оружия, специальных средств индивидуальной защиты и активной обороны, боеприпасов, взрывчатых веществ и материалов, других предметов, материалов и веществ, по хранению и использование которых установлены специальные правила, порядок и на которые распространяется разрешительная система органов внутренних дел, а также на открытие и функционирование объектов, где они
хранятся или используются, стрелковых тиров, стрельбищ невоенного назначения, охотничьих стендов, предприятий и мастерских по изготовлению и ремонту оружия, специальных средств индивидуальной защиты и активной обороны, боеприпасов, магазинов, в которых осуществляется их продажа, пиротехнических мастерских, пунктов изучения материальной части оружия, специальных средств индивидуальной защиты и активной обороны,
правил обращения с ними и их применения; сообщать в тридцатидневный срок об отказе в выдаче указанных разрешений; контролировать соблюдение правил, порядка и функционирования объектов, на которые распространяется разрешительная система органов внутренних дел; выдавать в порядке, предусмотренном Кабинетом Министров
Украина, разрешения на использование во время массовых мероприятий форменной одежды, повторяет или похож на форменную одежду работников правоохранительных органов или военнослужащих, а также на установление для проведения собраний, митингов, уличных шествий или демонстраций конструкций, палаток или других малых архитектурных
форм, предметов или конструкций, которые будут использоваться как сцена,
звукоусилительной аппаратуры;
     15 ) сообщать соответствующим государственным органам и общественным объединениям об авариях, пожарах, катастрофах, стихийных бедствиях и прочих чрезвычайные события, принимать безотлагательные меры для ликвидации их последствий, спасение людей и оказание им помощи, охране имущества, что осталось без присмотра;
     16 ) участвовать в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;
     17 ) содействовать обеспечению в соответствии с законодательством режима военного или чрезвычайного положения, зоны чрезвычайной экологической ситуации в случае их объявления на всей территории Украины или в отдельной местности
     18 ) охранять на договорных началах собственности и физических лиц;
     19 ) обеспечивать сохранность найденных, изъятых у задержанных и арестованных лиц и сданных в милицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, принимать меры к возвращению их законным владельцам. Милиция несет ответственность за сохранность сданных ценностей и имущества;
     20 ) принимать меры по организации конвоирования, а также в случаях, предусмотренных законодательством, обеспечивать содержание задержанных, взятых под стражу лиц в ходе досудебного следствия, обвиняемых, осужденных по требованию судебных органов;
     21) в установленном порядке выявлять и сообщать учреждениям здравоохранения о лицах , составляющих группу риска заболевания СПИДом, и осуществлять по представлению учреждения охраны здоровья с санкции прокурора привод этих лиц, а также инфицированных
вирусом иммунодефицита человека, больных венерическими заболеваниями, хроническим алкоголизмом и наркоманов, вводящих наркотические средства путем инъекций, для обязательного обследования и лечения;
     21-1 ) осуществлять по решению суда привод лиц, больных заразными формами туберкулеза, в противотуберкулезное учреждение;
     22 ) осуществлять привод в соответствующие государственные органы или учреждений согласно действующему законодательству и с санкции прокурора граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу;
     23 ) предоставлять в пределах предоставленных прав помощь народным депутатам, представителям государственных органов и общественных объединений в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность со стороны правонарушителей;
     24 ) предоставлять в пределах имеющихся возможностей лицам, пострадавших от правонарушений и несчастных случаев или находятся в беспомощном или опасном для жизни и здоровья состоянии, в том числе несовершеннолетним, оставшимся без попечения, до медицинскую помощь и другую помощь, а также в случае необходимости принимать предусмотренных Законом Украины " Об экстренной медицинской помощи " меры для обеспечения предоставления указанным лицам экстренной медицинской помощи;
     25 ) обеспечивать в порядке, установленном законодательством Украина , безопасность лиц, взятых под защиту, в случае поступления от них заявления, обращения руководителя соответствующего государственного органа или получения оперативной и другой информации об угрозе их жизни, здоровью, жилью или имуществу;
     26 ) обеспечивать в пределах своих полномочий соблюдения требований закона, выполнение и контроль за решениями сельских, поселковых, городских советов по вопросам охраны общественного порядка, торговли, содержания животных в домашних условиях, соблюдения тишины в общественных местах и ​​т.д., а также контролировать содержание в надлежащей чистоте улиц, придомовых территорий и дворов в городах и других населенных пунктах;
     27 ) обеспечивать общественный порядок во время проведения массовых мероприятий коммерческого характера на средства организаций или лиц, которые их проводят;
     28 ) обеспечивать согласно закону поддержание порядка в суде, прекращение проявлений неуважения к суду, а также охрану помещений суда, выполнение функции по государственной защите судей, работников суда, обеспечения безопасности участников судебного
процесса;
     29 ) обеспечивать задержанным или арестованным ( взятым под стражу) лицам право на юридическую защиту в порядке, предусмотренном настоящим Законом и другими нормативно - правовыми актами;
     30 ) оказывать помощь государственному исполнителю при проведении исполнительных действий в случаях, предусмотренных законом;
     31 ) выполнять в пределах своей компетенции запросы правоохранительных органов других государств или международных организаций полиции в соответствии с законодательством Украины, международных договоров Украина, а также учредительными актами и правилами международных организаций полиции , членом которых является Украина;
     32 ) обеспечивать в пределах своих полномочий выполнение требований закона о запрете игорного бизнеса в Украине;
     33 ) обращаться в суд с иском о применении финансовых санкций, связанных с запретом организации и проведению азартных игр на территории Украины.
     Работник милиции на территории Украины независимо от должности, занимаемой местонахождения и времени в случае обращения к нему граждан или должностных лиц с заявлением или сообщением о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, или в случае непосредственного выявления таковых обязан принять меры к
предупреждение и пресечение правонарушений, спасению людей, оказанию помощи лицам, нуждающимся установлению и задержанию лиц, совершивших правонарушения, охране места происшествия и сообщить об этом в ближайшее подразделение милиции.

Но помимо обязанностей, сотрудники милиции располагают и рядом прав.
Согласно ст. 11 ЗУ "Об милиции", милиция располагает следующими правами:
     1) требовать от граждан и должностных лиц, которые нарушают общественный порядок , прекращения правонарушений и действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, выносить на месте устное предупреждение лицам, допустившим малозначительные административные нарушения, а в случае невыполнения указанных требований применять
предусмотренные настоящим Законом меры принуждения;
     2 ) проверять у граждан при подозрении в совершении правонарушений документы, удостоверяющие их личность, а также другие документы,
необходимые для выяснения вопроса относительно соблюдения правил, надзор и
контроль за исполнением которых возложен на милицию;
     3 ) вызывать граждан и должностных лиц в связи с материалами, находящимися в их производстве;
     4 ) выявлять и вести учет лиц, подлежащих профилактическому воздействию на основании и в порядке, установленных законодательством, выносить им официальное предостережение о
недопустимости противоправного поведения;
     5 ) задерживать и держать в специально отведенных для этого помещениях:
     лиц, подозреваемых в совершении преступления, обвиняемых, скрывающихся от следствия или суда, осужденных, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, - на сроки и в порядке, предусмотренные законом;
     лиц, совершивших административные правонарушения, для составления протокола или рассмотрения дела по сути, если эти вопросы не могут быть решены на месте, - на срок до трех часов;
     несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, оставшихся без попечения, - на срок до передачи законным представителям или до устройства в установленном порядке, а несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния и не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, - до передачи их законным представителям или направления в приемники- распределители для детей, но не более чем на 8:00;
     лиц, находившихся в общественных местах в состоянии опьянения, если их вид оскорблял человеческое достоинство и общественную мораль или если они утратили способность самостоятельно передвигаться или могли причинить вред окружающим или себе, - до передачи их в специальные медицинские учреждения или для доставки к месту жительства, а по отсутствии таковых - к их вытрезвления;
     военнослужащих , совершивших деяния, подпадающие под признаки уголовного или административного правонарушения, - до передачи их военнослужащим Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины или военного командования;
     лиц, имеющих признаки выраженного психического расстройства и создают в связи с этим реальную опасность для себя и окружающих, - до передачи их в лечебные учреждения, но не более на 24 часа;
     иностранцев и лиц без гражданства, которые разыскиваются правоохранительными органами других государств как подозреваемые, обвиняемые в совершении преступления или как осужденные , которые уклоняются от выполнения уголовного наказания, - в порядке и на сроки, предусмотренные законодательством Украины , международными договорами Украины;
     6 ) проводить досмотр лиц, указанных в пункте 5 настоящей статьи, вещей , находящихся при них , транспортных средств и изымать документы и предметы, которые могут быть вещественными доказательствами или использованы в ущерб их здоровью;
     7) в случаях, предусмотренных законом, составлять протоколы о административных правонарушениях, проводить личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, применять другие предусмотренные законом меры обеспечения производства по делам об
административных правонарушениях;
     8) в случаях , предусмотренных Кодексом Украины о административных правонарушениях, налагать административные взыскания или передавать материалы об административных
правонарушениях на рассмотрение других государственных органов;
     9 ) по поручению следственного органа досудебного расследования, прокурора проводить или участвовать в проведении процессуальных действий в уголовном производстве и выполнять постановления следователя судьи, суда о приводе участников уголовного производства в порядке, предусмотренном Уголовным процессуальным кодексом
Украина;
     9-1 ) применять к лицу электронные средства контроля в порядке, предусмотренном Уголовным процессуальным кодексом Украина;
     10) осуществлять на основаниях и в порядке, установленных законом, гласные и негласные оперативно - розыскные мероприятия;
     11 ) проводить фотографирование, звукозапись, кино-и видеосъемку, дактилоскопию лиц, которые задержаны по подозрению в совершении преступления, взяты под стражу, подозреваются или обвиняются в совершении уголовного преступления, а также лиц, подвергнутых административному аресту;
     12 ) проводить аудио - , видео- , фотофиксации как вспомогательный средство предупреждения противоправных действий и раскрытия правонарушений;
     13 ) вести оперативно-розыскные и криминалистические учеты, учет административных правонарушений и профилактический учет правонарушителей, документов, другие предусмотренные законодательством учеты, осуществлять обработку персональных данных в объеме, структуре и порядка , вытекающие из задач и функций, возложенных на милицию этим и другими законами, у пределах компетенции составлять статистическую информацию, обеспечивать режим доступа к информации, предоставлять информационные услуги;
     14 ) проводить осмотр клади, багажа и досмотр пассажиров гражданских воздушных, морских и речных судов, средств железнодорожного и автомобильного транспорта в соответствии с действующим законодательством;
     15 ) входить беспрепятственно в любое время суток:
     а ) на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, в том числе таможни, и осматривать их с целью пресечения преступлений, преследования лиц , подозреваемых в совершении преступления, при стихийном бедствии и других чрезвычайных обстоятельствах;
     б) на земельные участки, в жилые и иные помещения граждан в случае преследования преступника или пресечения преступления, которое угрожает жизни жителей, а также при стихийном бедствии и других чрезвычайных обстоятельствах;
     в ) в жилье или другое владение лица, находящегося под домашним арестом или административным надзором, с целью проверки выполнения установленных судом ограничений.
     В случае сопротивления, совершения противодействия работник милиции может принять
меры к их пресечению, предусмотренных этим Законом;
     16 ) находиться на земельных участках, в жилых и других помещениях граждан с их согласия, а также на территории и в помещениях предприятий, учреждений и организаций с уведомлением о этом администрации с целью обеспечения безопасности граждан ,
общественной безопасности, предотвращения преступления, выявления и задержания
лиц, его совершивших;
     17 ) получать беспрепятственно и бесплатно от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и объединений граждан на письменный запрос сведения ( в том числе и те, что составляющих коммерческую и банковскую тайну ), необходимые в делах
о преступлениях, находящихся в производстве милиции. получение от банков информации, содержащей банковскую тайну, осуществляется в порядке и объеме, установленных Законом Украины " О банках и банковской деятельности ". Получение от Центрального депозитария ценных бумаг, Национального банка Украины и депозитарных учреждений информации, содержащейся в системе депозитарного учета ценных бумаг, осуществляется в порядке и
объеме, установленных Законом Украины " О депозитарной системе Украина " ;
     18 ) сообщать с целью профилактического влияния государственным органам, общественным объединениям, трудовым коллективам и общественности по месту жительства лица о фактах совершения им административного правонарушения;
     19 ) вносить соответствующим государственным органам, общественным объединением или должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям обязательные к рассмотрению представления о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
     20 ) в соответствии со своей компетенцией временно ограничивать или запрещать доступ граждан на отдельные участки местности или объекты с целью обеспечения общественного порядка, общественной безопасности, охраны жизни и здоровья людей;
     21 ) ограничивать или запрещать в случаях задержания преступников, при авариях, других чрезвычайных обстоятельствах угрожающих жизни и здоровью людей , движение транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных дорог; осматривать транспортные средства и проверять у водителей удостоверения водителя и регистрационный документ на транспортное средство и соответствие грузов, которые перевозятся, товарно - транспортным документам, наличие полиса обязательного страхования гражданско -правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (страхового сертификата " Зеленая карта " ), а в случаях, предусмотренных законодательством, лицензионной карточки на транспортное средство
     организовывать при необходимости медицинский осмотр водителей, задерживать, отстранять от управления транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения, а также тех, которые не имеют удостоверение водителя и регистрационного документа на транспортное средство, временно изымать удостоверение водителя, лицензионную карточку на транспортное средство
     использовать предусмотренные нормативно - правовыми актами технические средства, в том числе средства фото - и видеонаблюдения, для выявления и фиксирования нарушений правил дорожного движения, а в случаях, предусмотренных законом, временно задерживать и доставлять на специальные площадки или стоянки для хранения транспортные средства, эксплуатация которых не допускается или запрещается законом
     посещать предприятия, учреждения и организации для выполнения контрольных и профилактических функций по обеспечению безопасности дорожного движения;
     требовать от физических и юридических лиц устранения нарушений правил содержания и эксплуатации автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов, в установленном порядке выдавать предписания на устранения выявленных нарушений, ограничивать или запрещать проведение ремонтно - строительных работ и осуществление других мероприятий на автомобильных дорогах, улицах и железнодорожных переездах, если при этом не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности и безопасности дорожного движения и его участников
     21-1 ) останавливать транспортные средства лишь в случае: нарушения правил дорожного движения водителями; отсутствия номерного знака на транспортном средстве или наличия номерного знака, не соответствует установленным требованиям, закреплен в не установленном для этого месте, закрытым другими предметами или загрязненным, не
позволяет четко определить символы номерного знака с расстояния двадцати метров; наличии признаков, свидетельствующих о технической неисправность транспортного средства; наличии данных, свидетельствующих о причастности транспортного средства, его водителя, пассажиров или груза к совершению ДТП, уголовного или административного правонарушения; пребывания транспортного средства в розыске; наличии данных об использовании транспортного средства с противоправной целью; необходимости опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, уголовного или административного правонарушения, свидетелями которого они являются или могли быть; необходимости привлечения водителя транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или работникам милиции или как свидетеля при оформлении протоколов об административных правонарушениях или материалов дорожно -транспортных приключений, проведение целевых мероприятий (операции, отработки,
оперативные планы) для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство; выполнения решений об ограничении или запрете движения, принятых уполномоченными на это государственными органами; если способ закрепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения, нарушение определенного порядка установления и использования на транспортном средстве специальных световых или звуковых сигнальных устройств. работник подразделения милиции должен сообщить водителю о причине остановки транспортного средства, суть совершенного правонарушения;
     22 ) аннулировать выданные юридическому лицу или физическому лицу - предпринимателю разрешение на приобретение, хранение, ношение, перевозку и использование оружия, специальных средств индивидуальной защиты и активной обороны, боеприпасов, взрывчатых веществ и материалов, других предметов, материалов и веществ, по хранению и использование которых установлены специальные правила, порядок и на
которые распространяется разрешительная система органов внутренних дел, в случае
невыполнение установленных правил, порядка пользования и обращения с ними или при нецелесообразности их дальнейшего хранения; изымать при необходимости указанные предметы, материалы и вещества или опечатывать и закрывать объекты, где они хранятся или
используются, стрелковые тиры, стрельбища невоенного назначения, охотничьи стенды, предприятия и мастерские по изготовления и ремонта оружия, специальных средств индивидуальной защиты и активной обороны, боеприпасов, магазины, в которых
осуществляется их продажа, пиротехнические мастерские, пункты изучения материальной части оружия, специальных средств индивидуальной защиты и активной обороны, правил обращения с ними и их применения, до устранения нарушений соответствующих правил и порядка; аннулировать разрешения на открытие и функционирование объектов, на которые
распространяется разрешительная система органов внутренних дел;
     аннулировать разрешения на приобретение, хранение и ношение оружия, специальных средств индивидуальной защиты и активной обороны, боеприпасов, выданные гражданам, если они нарушают установленные  правила, порядок их хранения или использования , злоупотребляющих спиртными напитками, употребляют наркотические средства без назначения врача, другие одурманивающие средства, страдающих психическими расстройствами, и в других предусмотренных законодательством случаях;
     осматривать с участием администрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей или их представителей помещения, где находятся оружие, специальные средства индивидуальной защиты и активной обороны, боеприпасы, взрывчатые вещества и материалы, другие предметы, материалы и вещества, по сохранению и использованию
которых установлены специальные правила, порядок и на которые распространяется разрешительная система органов внутренних дел, с целью проверки соблюдения правил обращения с ними и их использования;
     осматривать оружие, специальные средства индивидуальной защиты и активной обороны, боеприпасы, находящиеся у граждан, другие предметы, материалы и вещества, по хранению и применению которых установлены специальные правила, порядок и на которые распространяется разрешительная система органов внутренних дел, а также места их
хранения;
     23 ) изымать у граждан и должностных лиц предметы и вещи, запрещены или ограничены в обороте, а также документы с признаками подделки, уничтожать эти предметы, вещи и документы или передавать их по назначению в установленном порядке;
     24 ) требовать от руководителей предприятий, учреждений и организаций объяснения по фактам нарушения законодательства, проверка соблюдения которого отнесена к компетенции милиции, а также в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, проводить
проверки по фактам нарушения законодательства, контроль за соблюдением которого отнесен к компетенции милиции, требовать проведения инвентаризаций и ревизий соответствующих сфер финансово - хозяйственной деятельности.
     Органы милиции вправе приступить к проведению проверки субъектов хозяйственной деятельности при условии наличия направления на проверку, которое составляется по форме, установленной Министерством внутренних дел Украины. В направлении на проверку
указываются дата его выдачи, название подразделения милиции, цель, вид, основания, дата начала и дата окончания проверки, должности, звания и фамилии должностных лиц подразделения милиции, которые проводить проверку. Направление на проверку является действительным при условии наличия подписи руководителя подразделения милиции, скрепленного печатью органа милиции;
     по решению суда в присутствии понятых и руководителей предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, в отношении которых проводится проверка, требовать и изымать оригиналы документов, свидетельствующих о правонарушении, образцы сырья и
продукции  а до принятия такого решения суда - в присутствии понятых и руководителей предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, в отношении которых проводится проверка, изучать документы, свидетельствуют о правонарушении, за счет соответствующего органа милиции делать с них копии с оставлением лицам, в отношении которых проводится проверка, описания документов, с которых изготовлены копии, опечатывать кассы, склады и архивы на срок не более 24 часов с момента такого опечатывания, указанного в протоколе;
     25 ) пользоваться бесплатно всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а также попутным транспортом. работники подразделений милиции на транспорте в пределах обслуживаемых участков, кроме этого,
имеют право на бесплатный проезд в поездах, на речных и морских судах. Во время служебных командировок работники милиции имеют право на внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта и размещение в отелях при предъявлении служебного удостоверения и
удостоверение. В случае неотложных служебных поездок они обеспечиваются билетами на проезд независимо от наличия мест;
     26 ) использовать беспрепятственно транспортные средства, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам (кроме транспортных средств дипломатических, консульских и других представительств иностранных государств, международных организаций, транспортных средств специального назначения ), для проезда к
места происшествия, стихийного бедствия, доставки в лечебные учреждения лиц, нуждающихся в неотложной медицинской помощи, для преследования правонарушителей и их доставки в милицию.
     Использование с этой целью транспортных средств, принадлежащих предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляется бесплатно. Возмещение убытков и затрат на использование транспорта граждан осуществляется в соответствии с требованиями статьи 25 настоящего Закона и других актов действующего законодательства;
     27 ) пользоваться в неотложных случаях беспрепятственно и бесплатно средствами связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям и организациям, а средствами связи, принадлежащих гражданам, - по их согласия;
     28 ) пользоваться бесплатно средствами массовой информации с целью установления обстоятельств совершения преступлений и лиц, их совершили, свидетелей, потерпевших , розыска преступников, сбежавших лиц, пропавших без вести, и с другой целью, связанной с
необходимостью оказания помощи гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям в связи с выполнением милицией возложенных на нее обязанностей .
     Должностные лица , которые без уважительных причин отказались оказать помощь работнику милиции в реализации его прав , предусмотренных пунктами 24-28 статьи 11, подлежат ответственности по действующему законодательством;
     29 ) материально и морально поощрять граждан, которые подают помощь в охране правопорядка и борьбе с криминальными правонарушениями;
     30 ) хранить, носить и применять специальные средства и оружие;
     31 ) выдавать в случае наличия опасности для жизни и здоровья лицам, взятым под защиту, в соответствии с действующим законодательством
оружие, специальные средства индивидуальной защиты и оповещения об опасность;
     32 ) обращаться в пределах своей компетенции с запросами в правоохранительных органов других государств или международных организаций полиции в соответствии с законодательством Украины, международных договоров Украина, а также учредительными актами и правилами международных организаций полиции , членом которых является Украина.
     При осуществлении мероприятий по предотвращению , выявлению и раскрытию
уголовных правонарушений в сфере налогового законодательства права, предусмотренные пунктами 2, 3, абзацами вторым , третьим пункта 5, пунктами 6-19, 23-31 части первой настоящей статьи, предоставляются исключительно органам налоговой милиции в пределах их компетенции.

с уважением Сергей Жежель
yourdefensor@gmail.com   
www.defensor.ucoz.ua

среда, 29 января 2014 г.

Правила, виды и ограничения применения спец. средств милицией

Учитывая сегодняшние реалии и обстановку в стране, все больше и больше людей интересует вопрос на каком основании сотрудники милиции и приравненные к ним лица, имеют право использовать спец средства, какие есть ограничения на их использование, какие виды и правила их использования.
Основными нормативно правовыми актами которые помогут найти ответы на выше поставленные вопросы являются Закон Украины «О милиции» (далее — ЗУ №565-12) и постановление Совета министров УССР от 27.02.1991 года № 49 (далее — Постановление № 49)
Согласно ст. 11 ЗУ № 565-12 сотрудники милиции имеют право сохранять, носить и использовать спец. средства и оружие. Данным законом также установлен исчерпывающий перечень ситуаций. Когда сотрудники милиции имеют право и при каких обстоятельствах использовать специализированные средства и оружие. Использование специализированных средств — ст. 14 ЗУ № 565-12 и использование огнестрельного оружия — ст. 15 ЗУ № 565-12. Помимо этого, законодателем также были предусмотрены условия и границы использования силы, спец. средств и огнестрельного оружия, а именно ст. 12 ЗУ № 565-12 гласит о следующем -  Милиция имеет право применять силу, спец. Средства и огнестрельное оружие только в случаях  и порядке согласно ЗУ № 565-12. Прежде чем применить одно из вышеперечисленных средств влияния, сотрудник милиции должен уведомить об этом лиц в чью сторону оно будет направлено. Без предупреждения сила и спец. средства и оружие, может применяться только в экстренных случаях, если есть угроза здоровью и жизни граждан или сотруднику милиции. Сотрудники милиции не имеют права применять силу и оружие к наиболее незащищенным верстам населения, а именно — беременные женщины, лица пожилого возраста,  инвалидам, детям. Также в том случае если сотрудник применит силу, спец, средство или оружие, и данное действие повлечет последствия (травма, смерть), то сотрудник, немедленно должен об этом в письменной форме уведомить непосредственного начальника, а вот за превышение полномочий по применению силы и вовсе предусмотрена ответственность.
Проанализовав законодательную базу на предмет того что должно предшествовать применению силы, спец. средств и оружия, выяснив к кому данные способы влияния не могут быть применены, поговорим о том когда же сотрудники имеют право применить спец. Средства и оружие. Согласно раздела 1 п-та 3 Постановления № 49 сотрудники милиции могут применить спец. Средства в случаях если:
-        имеется непосредственная угроза жизни граждан или жизни сотрудника милиции,
-        в случаях захвата здания любой формы собственности или в случае его освобождения,
-        для остановки массовых беспорядков,
-        для доставки правонарушителей в милицию или иное спец. учреждение,
-        для остановки массового захвата земли,
-        для освобождения заложников,
-        при оказании сопротивления сотрудниками милиции во время выполнения ими своих служебных обязанностей.
—     Далее мы поговорим о видах спец. средств и способах их использования. Согласно раздела 2 п. 12, к специализированным средства относятся:
-        средства личной защиты (шлем, бронежелет, щиты)
-       средства активной защиты ( резиновые и пластиковые дубинки, наручники, шокеры, патроны с резиновыми снарядами и газовые, ручные газовые гранаты, балончики)
—         средства обеспечения специальных операций (ранцевые аппараты «Облако»,
—         светошумовая граната и светошумовые устройства, водометы, бронемашины, дымовые гранаты)
—         устройства для вскрытия помещенийзахваченных правонарушителями (малогабаритные взрывные устройства)
-        Очертив перечень специализированных средств поговорим о правилах их использования. Согласно  раздела 3 п-тов 13-22 при применении спец. Средств есть следующие правила, а именно-
-        при применении наручников нужно не рже чем каждые 2 часа проверять фиксацию замков;
—    при применении дубинки(резиновой, пластиковой) запрещается наносить удары по голове, шее, половым органам, живот, ключица, почки и крестцу;
-        светошумовые гранаты можно применять на расстоянии не менее 2 метров ото людей;
—         разрешается применения водометов для пресечения массовых беспорядков, захвата зданий и т. д.
—         при применении слезоточивых средств запрещается бросать в толпу и вести прицельный бой;
—    при применении средств для принудительной остановки транспорта, запрещается их использовать против транспорта с пассажирами, дипломатический и консульский транспорт, мототранспорт, запрещается проводить операции по принудительно остановке транспорта на горных дорогах, ж.д переездах, путепровода, туннелях, эстакадах;
—        патроны с резиновой пулей разрешаются к использованию только с расстояния не менее 40 метров и только по ногам;
-        запрещается применять взрывные устройства для открытия помещений где находятся заложники;
-        разрешается привлекать к спец. операции только специально обученных собак.

с уважением Сергей Жежель
yourdefensor@gmail.com   
www.defensor.ucoz.ua
Данный материал размещен в сайте  ВПраве
http://inlegal.com.ua/likbez/pravila-vidy-i-ogranicheniya-primeneniya-spets-sredstv-militsiej.html

пятница, 24 января 2014 г.

Усыновление: какие нужны документы и куда их подавать

Случается, что супружеская пара очень хочет, но не может иметь детей.  Первым о чем подумают люди, будет, конечно, усыновление.
Итак смоделируем следующую ситуацию. Пара решила усыновить ребеночка из детского дома и воспитывать его как свое дитя. Возникает вопрос, с чего начинать, какой перечень документов собрать и куда подавать документы чтобы усыновить ребеночка? Данные вопросы урегулированы ст. ст. 207-242 Семейного кодекса Украины.
Для начала ответим на вопрос какой перечень документов нужно собрать потенциальным усыновителям. Такими документами являются:
-                    заявление
-                    копия паспорта
-                    справка о заработной плате за последние 6 месяцев
-                    копия свидетельства о браке
-                    медицинское заключение о состоянии здоровья пары
-                    справка о наличии/отсутствии судимости
-                    документ о праве собственности на недвижимость или договор аренды недвижимости
Собрав необходимый перечень документов, возникает вопрос куда с ним обращаться? Для этого в Украине была создана такая структура как — Государственный департамент по усыновлению и защите прав детей при Министерстве Украины по делам семьи, молодежи и спорта. На местах вопросами усыновления занимается служба по делам детей. В общем процедура усыновления, если у усыновителей все в порядке с документами, может длится до 6 месяцев, но может и быстрее все зависит от оперативности работы сотрудников вышеуказанной службы.
Итак, супружеская пара определилась с ребеночком на усыновление, подала все необходимые документы на службу по делам детей, что дальше? Сотрудники службы должны провести беседу с потенциальными усыновителями и выяснить мотивы усыновления; провести обследование жилищных условий пары и составить акт осмотра. После этого сотрудники службы рассматривают вопрос о возможности усыновления ребенка и готовят соответствующее заключение. В том случае если вышеуказанное заключение будет положительным, усыновителей ставят на учет как кандидатов на усыновление. На основании заключения, которое выдается сроком на 1 год,  супруги могут уже начинать устанавливать контакт с ребенком.
После того как пара установит контакт с ребенком, они могут начинать саму процедуру усыновления. Для этого усыновители обращаются в службу по делам детей, которая находится по месту пребывания ребенка, с заявлением, в котором указываются ФИО и место проживания кандидата на усыновителя и ФИО и место проживания ребенка. Данное заявление передается начальнику учреждения где находится ребенок, после этого служба по делам детей готовит заключение о целесообразности усыновления и передает его на суд, по месту нахождения ребенка.  В этот же суд кандидат должен подать заявление на усыновление. После изучения всех документов суд будет принимать решение.
После того как у усыновителей на руках будет решение суда об усыновлении, последние обязаны в течении 10 дней забрать ребенка из учреждения где, последний находится. Ребенка забирают при обязательном присутствии сотрудника службы по правам детей.
Новые родители после того как заберут ребенка, должны будут обратиться в ЗАГС для того чтобы получить свидетельство об усыновлении и новое св-во о рождении, также по желанию родителей данные о ребенке могут вносится в паспорт родителей. После этого регистрируют ребенка по месту своего проживания.
Выполнив, все эти, на первый взгляд не хитрые шаги, семья может растить свое чадо и радоваться всем прелестям жизни родителей.

с уважением Сергей Жежель yourdefensor@gmail.com                                                                                                          www.defensor.ucoz.ua
Данный материал размещен в сайте  ВПраве
http://inlegal.com.ua/likbez/usynovlenie-kakie-nuzhny-dokumenty-i-kuda-ih-podavat.html

Пенсия в связи с потерей кормильца

Бывают такие случаи когда семья лишается кормильца и вместе с ним средств на существование. Что же делать таким семьям и куда им обращаться. В таких случая Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» ( далее ЗУ № 1058-15) предусмотрена пенсия по утрате кормильца.
Кому же и при каких обстоятельствах положена пенсия по утрате кормильца?
Согласно ст. 36  ЗУ № 1058-15 на пенсию по утрате кормильца имеют следующие члены семьи : дети до 18 лет или до 23 лет если продолжают учебу, усыновленные дети, муж/ жена, родители, если они достигли пенсионного возраста, иные члены семьи которые были на содержании у умершего.
Определив круг лиц которые могут претендовать на пенсию по утрате кормильца, поговорим о том каков размер данной пенсии.
Согласно ст. 37 ЗУ № 1058-15 пенсия по утере кормильца на 1 неработоспособного члена семьи назначается из расчета 50 процентов от пенсии умершего по возрасту, на 2 и более неработоспособных членов семьи — 100 процентов от пенсии умершего по возрасту, причем эти 100 процентов разбиваются равными частями на количество членов семьи умершего. В том случае если дети утратили и отца и мать, дети-сироты, то им пенсия назначается также из расчета пенсий и отца и матери.
Поговорив о круге лиц которые могут претендовать на пенсию по утрате кормильца и о том какого размера может быть пенсия, перейдем к вопросу о том что нужно для того чтобы получить данную пенсию неработоспособным членам семьи умершего кормильца.
Согласно ст. 36  ЗУ № 1058-15, для получения данной пенсии неработоспособным членам семьи, у умершего на день смерти должен быть минимальны страховой стаж как для инвалида 3 группы. Перечень необходимого страхового стажа приведен в ст. 32  ЗУ № 1058-15, при отсутствии которого, неработоспособные члены умершего, к сожалению не смогут претендовать на такой вид выплат, как пенсия по утрате кормильца.
Теперь приведем пример.
В семье А которая состоит из 2 человек, отец мать и двое деток 10 и 14 лет, в связи с болезнью, в возрасте 40 лет,  умирает единственный кормилец в семье, отец. До смерти отец проработал на заводе 15 лет, то есть страхового стажа у последнего 15 лет.
Итак исходя из положения ст. 32  ЗУ № 1058-15 для назначения пенсии по инвалидности 3 группы необходимый стаж при возрасте в 40 лет., составляет 9 лет, а так как у отца стажа было 15 лет, то его супруга и дети имеют право на пенсию по утрате кормильца, которая согласно ст. 37  ЗУ № 1058-15 будет делиться на всех 3-х членов семьи.

с уважением Сергей Жежель yourdefensor@gmail.com                                                                                                          www.defensor.ucoz.ua
Данный материал размещен в сайте  ВПраве
http://inlegal.com.ua/likbez/pensiya-v-svyazi-s-poterej-kormiltsa.html

понедельник, 20 января 2014 г.

Декретный отпуск: как оформить, на что расчитывать

Основными нормативно правовыми документами которые регулируют вопросы связанные с декретным отпуском являются: ЗУ «Об отпусках» (далее ЗУ №504/96-вр )  и ЗУ «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» (далее ЗУ № 2240) .
Прежде чем приступить к основным вопросам, разберемся в понятии «декретный отпуск». Какой отпуск может считаться декретным и в чем разница с другими видами отпусков? В нашем случае рассмотрим отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет.
Начнем с первого вида отпуска. Согласно ст. 17 ЗУ № 2240, отпуск по беременности и родам предоставляется беременной матери по предъявлению медицинского заключения и длится в общем от 126 дней до 140 дней, в зависимости от того сколько деток родит мать, и от того как пройдут роды — с осложнениями для роженицы или нет.
По истечению выше указанного отпуска, матери, по ее желанию, или другому члену семьи, может быть оформлен отпуск по уходу за ребенком по достижению 3-х лет ст. 18 ЗУ № 2240, данный отпуск моет быть и большей длительности, но лишь в том случае если ребенок болеет и требует ухода, для продления такого отпуска нужно будет предоставить медицинское заключение на ребенка.
Как же оформить такой отпуск? В разных случаях перечень документов может меняться, дополняться, в зависимости от той или иной ситуации, работала мать или нет, училась или нет. В нашем случае возьмем за основу студенку, которая получает стипендию. Итак, какой же перечень документов нужно будет собрать нашей студентке для того чтобы оформить помощь по беременности, родам и уходу за ребенком до 3-х лет. Такими документами являются следующие:
-        медицинское заключение
-        копию свидетельства о рождении ребенка
-        заявление о назначении помощи
-        справка из ВУЗа о том, что лицо обучается
-        иные документы в зависимости от ситуации.
Собрав этот перечень документов, новоиспеченная мамочка должна лично обратиться в Управление труда и социальной защиты населения, по месту регистрации. После изучения выше указанных документов управление будет назначать помощь.
Исходя из нашей ситуации сделаем акцент на следующем, что после оформления помощи по родам, беременности и по уходу за ребенком до 3-х лет, наша студентка не теряет права на получение стипендии.
Итак теперь поговорим о том, сколько же наша мамочка будет получать помощи на свое дитя.
Начиная с 1.01.2014 года мамочка может рассчитывать на помощь при рождении ребенка, от государства в размере 30 960 грн. на первого ребенка, эта сумма выплачивается следующими частями:
1)      10 320 грн. — единоразовой помощи при рождении ребенка
2)      860  грн. — ежемесячная помощь при рождении ребенка, до полной выплаты.
Помимо вышеуказанной помощи государство исходя из доходов молодой семьи, выплачивает помощь по уходу за ребенком до 3-х лет, минимально такая помощь составляет 130 грн. максимально состоянием на 1.01.2014 года — 1032 грн.

с уважением Сергей Жежель yourdefensor@gmail.com                                                                                                           www.defensor.ucoz.ua
Данный материал размещен в сайте  ВПраве
http://inlegal.com.ua/likbez/dekretnyj-otpusk-kak-oformit-na-chto-raschityvat.html

пятница, 17 января 2014 г.

Брачный договор: форма, содержание, расторжение

Прежде чем поговорить о нюансах заключения брачного договора, обратимся к определению самого понятия — брачный договор.
Итак, брачный договор — соглашение лиц, вступающих в брак, которое  определяет имущественные права и обязанности супругов в браке и в случае его расторжения. Иными словами брачный договор, это ничто иное как задокументированные имущественные взаимоотношения супругов при их брачных отношения и после их прекращения.
Теперь более детально поговорим о том кто и как может заключить данный договор. В этом нам поможет ст. 92 Семейного кодекса Украины (далее — СКУ), итак брачный договор могут заключить лица которые подали заявление в ЗАГС, а также лица которые уже находятся в брачных отношениях. Перед тем как заключить брачный договор, супруги желающие в такой способ задокументировать свои отношения, должны определиться с содержанием будущего договора. Согласно ст. 93 СКУ, стороны вольны сами определять содержание, но есть определенный запреты, а именно стороны при составлении брачного договора не имеют права/, положениями последнего, ограничивать личные отношения между супругами, ограничивать права детей и право на общение родителей с детьми, к тому же по брачному договору стороны не могут передавать в собственность друг другу недвижимое и движимое имущество, право на которое подлежит государственной регистрации. Также исходя из положения ст. 97 СКУ стороны могут определить правовой режим имущества (пользование имуществом) и определить порядок пользования имуществом (ст. 98 СКУ), также могут определить права супругов на содержание.
После того как стороны определятся с содержанием будущего договора, который согласно ст. 94 СКУ, должен быть обязательно в письменной форме и нотариально заверенным, стороны могут его подписывать.
Также не мало важным является положение о сроке действия договора, согласно ст.  95 СКУ, брачный договор вступает в силу с момента:
1)      Если брак еще не зарегистрирован, а договор подписан, то последний вступает в силу с момента регистрации брака
2)      Если договор подписан во время пребывания в брачных отношениях, то последний вступает в силу с момента, нотариального заверения.
Срок действия договора, согласно ст. 96 СКУ, оговаривается сторонами и может продолжаться, даже после фактического расторжения брачных отношений. В случае если стороны соберутся внести изменения в договор, то данное изменение, согласно ст. 100 СКУ, должно быть в письменной форме, с обязательными подписями сторон и нотариальным заверением.
Условия расторжения брачного договора:
1)      По истечению срока действия
2)      По решению суда ( ст. ст,  102 — 103 СКУ)

с уважением Сергей Жежель yourdefensor@gmail.com                                                                                                                    www.defensor.ucoz.uaДанный материал размещен в сайте  ВПраве
http://inlegal.com.ua/likbez/brachnyj-dogovor-forma-soderzhanie-rastorzhenie.html

Правовые нюансы пересечения границы Украины с детьми

Прежде чем приступить к вопросу пересечения границы детьми, выясним кто же согласно действующего законодательства Украины подпадает под понятие дети. В этом нам помогут положения Семейного кодекса Украины (далее СКУ), а именно согласно ст. 6 СКУ, ребенком считается каждое лицо, которое не достигло совершеннолетия, а как известно, то совершеннолетие в Украине наступает с 18 лет. Помимо этого законодатель, в этой же ст. 6, выделили еще такие понятия как «малолетний» и «несовершеннолетний», к первой категории относятся лица до 14 лет, ко второй категории от 14 до 18 лет.
Определившись с тем какие категории лиц могут подпадать под понятие «дети» , перейдем к вопросу о праве выезда последних за пределы нашей страны. Итак, согласно п. 3 ст, 313 Гражданского кодекса Украины (далее ГКУ) — лицо достигшее 16 лет имеет право самостоятельно пересекать границу Украины, чего не скажешь о лицах до 16 лет, так как на их выезд за пределы страны, должно быть согласие родителей и они должны сопровождаться хотя бы одним из родителей. Помимо того что ребенок должен пересекать границу в сопровождении родителя и должно быть письменное и нотариально заверенное разрешение с указанием время пребывания за границей и страны следования ( Примечание — такое разрешение не нужно, если в месте прибытия ожидает второй родитель или же страна прибытия является постоянным местом жительства второго из родителей) второго из родителей, если же ребенка сопровождают не родители, то последние должны обязательно выписать нотариально заверенное разрешение,  несовершеннолетний должен, согласно ст. 2 «О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины», при себе иметь проездной документ или дети должны быть вписаны в загран. паспорт родителей.
Помимо вышеуказанных документов которые дают право на выезд несовершеннолетнего за границу, нормативно правовыми актами Украины предусмотрены и иные документы на основании которых ребенок может пересекать границу. Итак, представим ситуацию что второй из родителей не дает в добровольном порядке разрешение на выезд ребенка за границу, или же по каким то иным причинам разрешение на выезд за границу от второго из родителей получить не возможно, что делать тогда? Какие документы могут служить заменой такого разрешения? Ниже мы приведем перечень документов на основании которых ребенку может быть дано разрешение на выезд за пределы страны, а именно:
  •  в случае смерти одного из родителей — свидетельство о смерти;
  •  если мать или отец лишены родительских прав, то решение суда о лишении родительских прав, может быть основанием для разрешения на выезд;
  •  в том случае если один из родителей без вести пропал или место проживание последнего не известно -  решения суда о признании безвестно отсутствующим;
  •  в том случае если один из родителей страдает психическими расстройствами, наркоман или алкоголик, то на основании решения суда о признании лица недееспособным, можно оформить право на выезд ребенка за границу;
  •  в отдельных случаях ребенок который достиг 16 лет имеет полное право обратиться в суд, по месту проживания последнего, с иском о разрешении на выезд за границу без согласия родителей;
  •  в том случае если мать которая воспитывает ребенка, является одиночкой, то тогда, достаточно свидетельства о рождении ребенка, для оформления проездного документа.
с уважением Сергей Жежель 
yourdefensor@gmail.com                                                                                                                   
 www.defensor.ucoz.ua
Данный материал размещен в сайте  ВПраве
http://inlegal.com.ua/pravo-i-zakon/pravovye-nyuansy-peresecheniya-granicy-ukrainy-s-detmi.html